Хрустит челюсть при открытии рта: что делать?

Многим знакомо такое ощущение, когда при жевании, зевании, даже разговоре внезапно раздается хруст челюсти. На вопрос, почему хрустит челюсть, однозначного ответа для всех быть не может. Причин у этого явления может быть несколько, от самых безобидных до вполне серьезных.

Причины хруста

Хрустит, вопреки расхожему выражению, не сама челюсть, а суставные поверхности костей, образующих височно-нижнечелюстной сустав. Причины, по которым он издает такие звуки, могут быть следующие:

• травма челюсти в прошлом;
  • невроз, и как следствие – спазм лицевых мышц;
  • нарушенный прикус;
  • наличие недошлифованных пломб, асимметричных протезов;
  • отсутствие зубов с одной стороны челюсти и перекос ее на одну сторону;
  • природная склонность – у некоторых людей связки имеют свойство растягиваться чересчур легко, и ослабление связочного аппарата приводит к хрусту.

В большинстве случаев хруст челюсти можно устранить, вовремя обратившись к врачу-стоматологу, гнатологу или челюстно-лицевому хирургу. Главное, на что нужно обращать внимание – наличие боли при хрусте.

Челюсть

Челюсть в сомкнутом и разомкнутом виде

Боль – это очень серьезный симптом в данном случае и действовать нужно быстро, иначе артроз будет прогрессировать и далее.

Чем опасен хруст?

Кроме неприятного ощущения, которым, само собой, становится этот регулярно повторяющийся звук, он может принести с собой определенные проблемы, и их решение будет уже гораздо более сложным. Возможные последствия хруста челюсти:

• мышечная боль в лицевых мышцах;
  • вывих или подвывих того сустава, где происходит щелканье;
  • разрыв суставного диска;
  • боль при открытии рта;
  • шум в ухе;
  • повышенная изнашиваемость зубной эмали;
  • посттравматический артроз.

На это явление нужно обращать внимание своевременно, потому что негативные последствия, которые могут возникнуть впоследствии, будут требовать уже гораздо более серьезного лечения, или не будут ему поддаваться вообще.

Симптомы, которые требуют немедленного обращения за помощью

Ситуация выходит из под контроля и требует немедленного лечения тогда, когда, кроме неприятного звука, челюсть или сустав болит при открытии, жевании, разговоре, зевании.

Челюсть при движении совершает С- или S-образные движения, открыть рот плавно невозможно, это вызывает напряжение в мышцах; болит при надавливании и даже в состоянии покоя область между щекой и ушной раковиной; открытый рот заметно асимметричен из-за изменения тонуса мышц с разных сторон рта.

Если болит сам височно-нижнечелюстной сустав, есть ноющие боли в челюсти, от того, что сустав хрустит, появился шум и боль в ухе – немедленно обращайтесь к врачу. Специалиста-гнатолога найти нелегко, но можно обратиться к опытному стоматологу или хирургу для начальной консультации и выявления возможной причины того, почему хрустит челюсть.

Главное – не затягивать процесс и обращаться даже тогда, когда ни в суставе, ни другой части рта еще ничего не болит.

Действия при лечении

Что делать, если возникает сильная боль? Нужно оказать первую помощь, это может быть горячее тепло, желательно влажное – например, обернуть грелку влажным полотенцем. Можно приложить лед, но тоже аккуратно – укутать его полотенцем. Увлажнять при холодном компрессе не нужно. Дать анальгетики – спазмалгон, баралгин, анальгин.

Спазмалгон

Спазмалгон — хорошо зарекомендовавший себя анальгетик

Противовоспалительные препараты лучше не принимать до постановки диагноза, они могут вызвать шум в ухе.

Что делать тогда, когда сустав хрустит давно и это уже раздражает? В случае такого нарушения прогноз в основном благоприятный – до 90% случаев оказываются вполне излечиваемыми. После устранения причины неприятный звук уходит.

Остальные 10% приходятся на необратимое изменение сустава после травмы, например, удара в челюсть со смещением суставных головок, ревматизм, при котором иногда разрушается и височно-нижнечелюстной сустав, хотя обычно ревматизм затрагивает крупные суставы.

Если причина в нарушенном прикусе, неправильно установленном протезе, сколотой или неровной пломбе – тогда решение вопроса целиком и полностью поручается стоматологу. Возможно, придется установить брекеты и исправлять неровную зубную дугу, которая тоже может стать причиной расшатанности сустава.

Тем не менее, не лишним будет сделать рентгенснимок проблемного сустава на предмет смещения суставных головок.

Рентген

Рентген челюсти

Часто такое явление наблюдается у тех, чья деятельность связана с публичной работой – преподаватели, артисты, певцы. У людей таких профессий растягиваются связки, которые держат сустав. Лечением для них может стать уменьшение нагрузки или даже смена рода деятельности.

Чего не следует делать точно, так это пытаться поставить себе самому диагноз. Вызван ли конкретно ваш хруст скопившимися безобидными пузырьками газа или наоборот, может стать проявлением серьезного заболевания – вывод об этом может делать только врач. Не лишним будет сдать общий анализ крови, на котором будут видны признаки воспаления, если оно в организме есть.

При некоторых нарушениях строения височно-нижнечелюстного сустава приходится делать операцию по исправлению расположения костей. Это рекомендуется тогда, когда проблема вызвана травмой, случившейся в прошлом. Операция довольно сложная и врачей, умеющих ее делать, не так уж много, но именно это может исправить ситуацию раз и навсегда. При вывихе или подвывихе вправление сустава можно сделать даже амбулаторно.

Кроме всех вышеперечисленных мер, при хрусте челюсти назначается также физиотерапия, иглоукалывание, и иногда – ношение шины, которая будет ограничивать движение и этим снимать болевой синдром. Но это мера непостоянная.

Ни в коем случае не стоит начинать заниматься самолечением, обращаться к людям, в компетенции которых уверенности нет – так называемые мануальные терапевты, открывшие частные кабинеты, могут даже не иметь достаточного образования. Лечебный массаж, который могут порекомендовать в таких случаях, приведет только к большему воспалению или смещению суставных поверхностей.

Профилактика хруста – своевременное лечение кариозных зубов, перестановка пломб, протезов, исправление прикуса. Стоит осторожно употреблять в пищу твердые орехи, жесткие фрукты, хрящи. Для профилактики вывиха надо не открывать рот слишком широко при зевании, смехе, кашле.