Причины и лечение кисты на десне

Многие знают, что такое киста, но не все могут себе даже представить, что это заболевание может возникнуть на десне. Киста на десне – это особое образование, заполненное гноем. В народе десневую кисту чаще всего называют «мешок на десне». Киста – очень коварное заболевание, ведь оно протекает на первых порах практически бессимптомно, к тому же может поразить как взрослого, так и ребенка.

Десневую кисту могут вызвать четыре причины.

Киста

Пятно у корня зуба — та самая киста.

Кариес и пульпит, который не лечили

Судите сами, человек игнорирует лечение кариеса, и кариес переходит в воспаление нерва – пульпит. Пульпит, в свою очередь, перетекает в периодонтит (в корне зуба образуется гнойный абсцесс).

Если при пульпите весь гной сосредоточивается исключительно в зубной пульпе, то при периодонтите гной выходит наружу, поражая окружающие ткани. При этом гной попадает и под слизистую оболочку, вследствие чего и возникает шишка не десне .

Некачественная пломбировка зубных каналов

Пломбирование корневых каналов – процесс очень сложный. К сожалению, статистика говорит о том, что корневые каналы пломбируются неправильно более чем в половине случаев. Разумеется, это приводит к различным неприятным последствиям.

Чаще всего стоматолог не до конца закрывает корневой канал пломбой, вследствие чего образуется своего рода резервуар, в котором может скапливаться инфекция. Это и вызывает периодонтит, который, в свою очередь, является причиной появления кисты.

Перфорация зуба

Речь идет опять о врачебной ошибке вовремя пломбировки каналов. В данном случае, врач «пробивает» стенку канала. Разумеется, на месте пробоя образуется абсцесс и киста.

Пародонтит

При пародонтите у человека в ротовой полости образуются пародонтальные карманы, в которых появляется гной. Если у гноя нет возможности нормально покидать эти карманы, то возникает десневая киста.

Симптомы

Как уже говорилось выше, киста долгое время протекает бессимптомно. На первых порах десна под зубом может немного припухнуть, но поскольку болевых ощущений нет, человек часто не обращает на это особого внимания.

Опухшая десна

Естественно, в данном случае необходимо показаться врачу.

Обнаруживается же киста во время обычного стоматологического осмотра (очередной аргумент в пользу того, что к стоматологу нужно ходить два раза в год, даже если нет никаких жалоб!).

В другом случае, человек может чувствовать боль и дискомфорт при жевании, головную боль, общую слабость и даже небольшой подъем температуры. Со временем появляется флюс, опухает челюсть и асимметрию лица видно даже невооруженным глазом.

Почему же иногда симптомы есть, а иногда их нет? Наличие симптомов полностью зависит от индивидуальных особенностей организма. В случае подозрения десневой кисты, лучший способ подтвердить или опровергнуть диагноз – сделать рентген.

Особенности кисты у детей

Разумеется, киста у ребенка может появиться так же, как и у взрослого – вследствие кариеса или неправильно запломбированного корневого канала, но иногда киста у малышей образуется за несколько недель до прорезывания зуба (молочного или постоянного). Это своего рода шишка, заполненная чаще всего синюшной (но иногда и прозрачной) жидкостью.

Слишком волноваться не стоит: такая шишка – явление редкое, да и воспалением она не сопровождается, при надавливании – полностью безболезненна. Как правило, эту шишку не трогают, а дают ей пройти самой. Но если она вызывает какой-либо дискомфорт, врач очень легко ее может вскрыть и выпустить жидкость наружу.

Как лечить кисту у детей?

Если говорить про лечение кисты у ребенка, то тут тоже есть свои нюансы. В случае когда зуб, возле которого образовалась киста, уже успел смениться на постоянный – то лечение у ребенка проводится так же как и у взрослого.

Если же речь идет о молочном зубе – то тут, увы, всего один вариант. Этот зуб нужно удалить, так как если этого не сделать, гнойное воспаление в зубном корне полностью убьет зачаток постоянного зуба.

У стоматолога

Перед визитом к стоматологу для ребенка немаловажна психологическая подготовка.

Чем еще грозит отказ от удаления такого зуба? Последствия:

• инфекция попадет в подчелюстные лимфатические узлы ребенка и вызовет их воспаление;
  • гной может попасть в ротовую полость и «поселится» на миндалинах, что потянет за собой хронический тонзиллит;
  • токсины попадут в кровь ребенка, что так же может вызвать ряд неприятные последствий (например, аллергию, астму и прочие).

Лечение

Помните, что десневую кисту может вылечить только врач, но народными средствами можно временно снять воспаление и боль.

В больнице

Еще буквально пять – семь лет назад сохранить зуб с кистой на десне было невозможно, но теперь медицина шагнула вперед, и появилось сразу несколько методов лечения: хирургический и терапевтический.

На ранней стадии заболевании доктор может использовать терапевтический метод. Он заключается в том, что больной зуб вскрывается, прочищается и в канал вводится особое средство, которое растворяет оболочку кисты изнутри. Содержимое, так называемого десневого мешка, выводится наружу через зуб. После этого его полость заполняется пастой, которая помогает восстановлению тканей.

Цистэктомия – один из хирургических методов. При цистэктомии удаляется киста и часть корня зуба. Другой хирургический способ лечения – гемисекция. В этом случае удаляется киста, полностью весь корень и часть самого зуба. Зуб в дальнейшем восстанавливается при помощи коронки.

В крайних случаях (болезнь запущена, киста имеет слишком большие габариты, зуб шатается) врач принимает решение удалять зуб полностью.

Дома

Следует еще раз напомнить, что киста никогда не проходит сама по себе. Проводя лечение народными средствами, Вы можете лишь временно снять боль и воспаление.

Итак, какими же народными средствами Вы можете воспользоваться?

В первую очередь – это, конечно же, полоскания. Для полоскания следует взять теплую подсоленную воду и проводить его достаточно долго (ведь соль должна проникнуть сквозь слизистую, обезболить и продезинфицировать ранку).

Не менее успешно, при лечении народными средствами, пользоваться травами. Для этого подойдет эвкалипт, тимьян, календула, шалфей, ромашка, тысячелистник, хвощ. Для полоскания, которое нужно проводить часто, следует приготовить концентрированный настой. Для этого возьмите любую из перечисленных трав в количестве двух столовых ложек и залейте стаканом кипятка.

А вот чего нельзя делать при кисте ни в коем случае – так это горячие компрессы. Это не только не поможет, но и усугубит ситуацию.