Кровоточивость десен: причины

Как это бывает

Кровоточивость десен — один из общих признаков заболеваний полости рта и некоторых патологических состояний организма в целом.

Древнейшая медицинская наука, пришедшая к нам из Китая, отнесла этот симптом к сопутствующим болезням ротовой полости еще в 2500 г до нашей эры. Китайское название симптома — «Я-Кон», означает болезненное состояние мягких тканей, окружающих зубы.

В наше время, несмотря на достижения стоматологической науки, шагнувшей далеко вперед по сравнению с Древним миром, кровоточивость десен из-за проблем ротовой полости по-прежнему остается актуальной.

Стоматологические причины кровоточивости десен можно разделить на три группы:

• воспалительные заболевания;
  • механическая травматизация;
  • химические раздражители.

Воспалительные заболевания

Воспалительные заболевания десен чаще всего возникают из-за недостаточного удаления бактериального налета и частиц пищи с зубов по линии десневого края. Плохая гигиена способствует формированию во рту своеобразного питательного компоста для болезнетворных микроорганизмов.

Некоторые хронические заболевания (нарушения углеводного обмена, болезни желудочно-кишечного тракта) и лекарственные препараты также влияют на скопление бактерий в ротовой полости.

Микробы активно производят токсины и кислоты, которые создают отек, делают ткани рыхлыми, чувствительными и легко кровоточащими, такое состояние десен называется гингивит .

Пародонтит

Постепенно из микробной пленки образуется зубной камень, что приводит еще к большей кровоточивости, и в дальнейшем, при отсутствии лечения, к пародонтиту .

При пародонтите инфекция проникает в десневые назубные карманы и постепенно разрушает окружающие ткани. Помимо кровотечения десны присоединяются и другие симптомы:

• неприятный запах;
  • пульсация и зуд в десне;
  • трудности при пережевывании пищи.

При запущенном процессе зубы постепенно расшатываются и выпадают.

Травмы

Кровоточивость десен может возникать из-за механической травматизации. Активная чистка зубов с абразивными пастами для отбеливания часто становится причиной нарушения целостности слизистых ротовой полости и небольшой кровоточивости.

Более серьезным фактором для дальнейшего прогноза является регулярное повреждение десневой ткани плохо подогнанными протезами. В результате у пожилых людей или пациентов с сахарным диабетом часто образуются незаживающие язвы ротовой полости, которые относят к предраковым состояниям.

Химические раздражители

К химическим раздражителям, вызывающим кровоточивость десен, можно отнести курение табачных изделий и жевание тонизирующих смесей с добавлением табака (нас, бетель), а также контакт на производстве с вредными веществами (асбест, соли тяжелых металлов, перхлорэтилен и другие).

Кровотечение десен будет в этом случае первым признаком воспалительного процесса, который в дальнейшем может перерасти в предрак, а затем в злокачественное новообразование десны.

Помимо внешних, могут быть и внутренние причины кровоточивости десен, которые свидетельствуют о неблагополучии в здоровье человека. Зачастую кровоточивость десен становится первым сигналом серьезных заболеваний.

Аутоиммунные расстройства

Такие заболевания, как тиреоидит Хашимото, ревматоидный артрит, системная красная волчанка, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура, относят к аутоиммунным нарушениям, при которых кровяные Т-клетки (лимфоциты) поражают ткани собственного организма.

При всех этих заболеваниях есть склонность к кровотечениям. Тромбоцитопеническая пурпура характеризуется профузными кровотечениями из тканей, в том числе из десен, в результате незначительных повреждений.

Кровоточивость десен бывает настолько сильной, что сгустки крови заполняют ротовую полость, а при сглатывании вызывают тошноту.

Гемофилия

В этом случае нарушение свертываемости крови происходит из-за наследования дефектных генов. Кровотечение возникает в результате механических повреждений тканей десны, например при чистке зубов.

Дефицит витаминов К и С

Витамин К является важным фактором в процессе свертываемости крови и его недостаток может привести к кровоточивости десен. Дефицит витамина С вызывает цингу, главными симптомами которой считаются истечение крови из десневых тканей и расшатывание зубов при соответствующем бедном питании.

Острый лейкоз

Лейкемический гингивит – целый комплекс проявлений так называемого белого рака крови. Поражения ротовой полости, схожие по картине с тяжелой формой воспалительного гингивита, чаще всего возникают при миелогенном и моноцитарном лейкозе.

Помимо перечисленных причин кровоточивость десен может вызываться гормональными изменениями при беременности, а также действием некоторых лекарственных препаратов (антидепрессанты, антикоагулянты, иммунодепрессанты, оральные контрацептивы, назальные спреи и т.д.).

Мы желаем вам здоровья и счастья!